Русское географическое общество (РГО) и Ростуризм разработают проекты по продвижению туризма в Арктике, наполнив ими создаваемую концепцию развития туризма в арктической территории. Проекты будут созданы с участием ученых, бизнес-структур и общественности, сообщила в воскресенье в Воркуте замначальника управления государственных туристских проектов и безопасности туризма Ростуризма Татьяна Меньшикова.
“В нашу совместную с Русским географическим обществом рабочую группу по продвижению туризма в Арктике вошли представители всех заинтересованных в этом государственных структур. Это рабочая площадка, которая позволит объединить интересы науки, бизнеса, общественных организаций. Мы нацелены создать конкретные проекты по арктическому туризму, причем подход должен быть особый, чтобы сохранить природу Арктики”, – сказала представитель Ростуризма на первом заседании рабочей группы, прошедшей в ходе III Международного туристического форума “Доступная Арктика”.
В качестве первых задач для рабочей группы участники встречи обозначили необходимость снизить административные барьеры. Они очень мешают развивать круизный туризм, отметил управляющий директор Международного союза морских особо охраняемых природных территорий Арктики и Дальнего Востока “Арктика 21 век” Валерий Коровкин.
“Количество отказов судам для посещений стало больше. Мы предлагаем законодательно установить упрощенные правила пересечения границы, перемещения грузов и людей [вдоль Северного морского пути]. Нужно составить перечень разрешенных точек для заходов судов, утвержденных правительством РФ. Пусть они будут утверждены и едины для всех [круизных компаний], тогда будет проще планировать маршруты, количество туристов возрастет в разы, соответствующие детальные предложения уже направлены в Госдуму”, – сказал Коровкин.
По его мнению, круизный туризм не требует больших вложений в инфраструктуру, современные небольшие круизные суда на 200-300 человек даже не нуждаются в причальных стенках – туристов доставляют с судов на лодках в местах высадки. Он привел пример: поток туристов в Гренландию достигает 60-70 тыс. человек в год, при этом каждый оставляет в среднем по 40 евро, прибывая ради нескольких часов прогулки.
“У России колоссальные преимущества – экологически чистые территории вдоль Северного морского пути, и нет пиратов. Только мест для заходов судов нужно как можно больше, ради них и организуются путешествия”, – отметил Коровкин.
Туризм следует рассматривать именно как экономическую сферу, обратил внимание директор Института прикладных политических исследований Григорий Добромелов. “Сейчас необходимо формирование окончательной госпрограммы [социально-экономического развития Арктики], наполнение ее конкретными проектами. Второе окно возможностей для туризма – национальные проекты. Значительно увеличить турпоток может въездной туризм, значит, необходима “дорожная карта” с конкретным перечнем барьеров, которые следует преодолеть. К примеру, в Калининградской области военные не разрешают пустить круизные суда вдоль побережья – давайте менять нормативную среду”, – предложил Добромелов.
Кроме того, имеет смысл развивать арктический туризм там, где есть крупный бизнес, считает он. “Трест “Арктикуголь” [на архипелаге Шпицберген] зарабатывает уже 120 млн на туризме и 110 млн – на угле. Но, к примеру, в Воркуте туризм никогда не будет серьезной отраслью экономики – слишком возрастает конкуренция между Крымом, Краснодарским краем, Карелией и другими туристически более развитыми территориями”, – полагает Добромелов, уроженец Воркуты.
Представители туристических компаний Воркуты обратили внимание на давнюю проблему – нет доступа к технологической дороге структур “Газпрома”, построенной вдоль газопровода, магистрали “Ямал – Европа”. В результате туристы месят арктическую территорию на вездеходах, разрушая экосистему, отметил представитель воркутинской туркомпании Николай Грязнов.
Как ответил министр культуры, туризма и архивного дела Коми Сергей Емельянов, дорога действительно является технологической, поэтому “Газпром” не может взимать за нее плату. “Но в результате переговоров дело сдвигается с “мертвой точки”, по ряду организованных групп туристов согласования были. К консенсусу мы придем”, – обещал министр.
III Международный туристский форум “Доступная Арктика” прошел в Воркуте второй год подряд при поддержке Минкультуры РФ и Ростуризма. В этом году в нем приняли участие более 150 экспертов, в том числе из Словакии, Франции, Ненецкого и Ямало-Ненецкого автономных округов, Якутии, Свердловской области, Пермского края, Москвы, Санкт-Петербурга и всех муниципалитетов Коми. Форум состоялся в дни празднования 75-летия Воркуты – это заполярный моногород в Республике Коми с населением около 70 тыс. человек, третий по величине за Северным полярным кругом. Около 7 тыс. жителей города заняты на угледобыче, единственное градообразующее предприятие – “Воркутауголь” (на 100% принадлежит компании “Северсталь”).