В дискуссионном клубе Проектного офиса развития Арктики (ПОРА) — общероссийской площадки для обсуждения государственных, общественных и коммерческих организаций, заинтересованных в устойчивом развитии Арктики, — состоялось заседание, посвящённое вопросам эффективного развития туризма в арктической зоне РФ, – сообщает наш корреспондент.
Под арктической зоной, или просто Арктикой, подразумевается территория, лежащая за Полярным кругом с некоторыми прилегающими районами — например, к ней относятся и 70 муниципальных районов Карелии.
Сегодня многое может способствовать развитию туризма в арктической зоне — с изменением, точнее, потеплением климата северные высокие широты становятся комфортнее, а это порождает растущий и отмечаемый статистикой спрос на экологический, спортивный, экстремальный туризм, на эксклюзивные маршруты — в целом это общемировой тренд, особенно у молодёжи.
И такие страны, как Финляндия, Швеция и особенно Норвегия, активно развивают туризм в Арктике, что способствует увеличению турпотока и доходов местных региональных бюджетов.
Например, в Норвегии популярным маршрутом выходного дня является отдых на Шпицбергене, связанный с Осло регулярными ежедневными авиарейсами (цена билета в пересчёте — 6 тыс. руб.). В то же время из России самолёт на Грумант (русское название Шпицбергена) летает один раз в два месяца.
По данным статистики, доля доходов от путешествий в Арктику в бюджетах российских субъектов составляет всего-навсего 1%.
По мнению генерального директора ООО «РедКонгресс Групп» Ольги Зайковой, недостаточная государственная поддержка, прежде всего финансовая, наряду с другими проблемами, тормозит эффективное развитие туризма.
«В странах Скандинавии гораздо больше, чем у нас, платёжеспособного населения, а значит, больше и спрос на совсем не дешёвые путешествия на север. Необходима, наряду с финансовой, и активная информационная поддержка арктических маршрутов: абсолютное большинство потенциальных клиентов просто не подозревает о туристических возможностях Арктики, – заявил советник заместителя губернатора Архангельской области Алексей Алтынцев. – Разумеется, надо решить и ряд проблем, связанных с инфраструктурой городов, нехваткой кадров, недостатками отельной базы и пр. Отсюда порой и запредельная дороговизна туров в Арктику».
«А как мы станем конкурентами норвежцам, если некоторые наши арктические территории, скажем, Земля Франца-Иосифа, ничуть не уступающие по красоте Шпицбергену, в силу закрытого режима практически недоступны для туристов? – задала вопрос основатель социально-культурной платформы «Ледокол», автор проекта «Арктика 2:0» Екатерина Ледокол. – Для начала надо принять законопроект, который позволил бы турагентствам использовать закрытые территории, разрешил бы использование аэродромов МО – объектов двойного назначения».
Г-жа Ледокол также рассказала о некоторых своих культурных проектах, предназначаемых для Шпицбергена: фестивале «Голоса Севера», фестивале воздухоплавателей, конкурсе короткометражных фильмов на арктическую тематику и т.п.
«Как можно развивать арктический туризм, если для того, чтобы просто вывезти пять человек на один день в тундру, необходимо оформить пять разрешений, и процесс их получения может занять около двух месяцев?» – спросил генеральный директор ООО «Красный город» из Нарьян-Мара Юрий Тюлюбаев.
И добавил, что выручает только то, что – в соответствии с известным заветом классика — свирепость российских законов умягчается необязательностью их исполнения и за наличием данных разрешений никто не следит.
«Есть, условно говоря, северная Арктика — более суровая. И есть южная — например, карельские и архангельские деревни Пинеги и Мезени — они более доступны для посещения, – считает эксперт компании «Point. Точка развития», эксперт Ассоциации самых красивых деревень и городков России Олег Мосеев. – Но в большинстве из них нет ни магазинов, ни фельдшеров, ни мобильной связи, и для таких деревень туризм может стать спасением, единственным способом выжить».
«Слухи о невероятной дороговизне арктических маршрутов несколько преувеличены, – рассказал руководитель Федерации спортивного туризма Республики Карелия Пётр Груздев. – И мы намерены доказать, что в Арктике возможен вполне доступный в ценовом отношении для россиян туризм. Мы уже предлагаем 10-дневные туры по российской Карелии, Ненецкому автономному округу, стоимость которых – вместе с дорогой! – составляет порядка 25-35 тыс. руб. с человека. Но из-за уже упомянутого недостатка туристической информации об этом мало кто знает».
«Массовый туризм, по крайней мере в том виде, в котором мы его знаем по южным широтам, в Арктике просто невозможен. Да и не нужен! Если развивать такой туризм, то только в виде эксклюзивного и набирающего популярность экспедиционного», – утверждает фотограф и путешественник Сергей Карпухин — и все участники дискуссии согласились с ним.
Г-на Карпухина поддержал журналист и фотокорреспондент Вадим Кантор: «Необходимо строго регулировать режим посещений особо охраняемых природных территорий, иначе мы можем утратить первозданность арктической природы».
«Арктику впору делить не на северную и южную, а на доступную и недоступную, – заметил телеведущий, путешественник, автор фильма “Великий Северный путь” Леонид Круглов. – И данные об этом должны быть доступны для всех в виде карт, схем и иной туристической навигации — как это сделано, например, в тоже не самом комфортном для туристов крае — Патагонии».
По мнению г-на Круглова, кинематограф можно использовать как инструмент продвижения арктических территорий. Пример фильма “Левиафан”, после которого появились туристические маршруты в место его съёмки – село Териберка, весьма показателен.
«Многие давно назревшие инфраструктурные проблемы, в частности транспортной доступности, энергетического обеспечения, могут быть решены в рамках реализации государственной программы «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации», – заключил дискуссию доцент кафедры государственного регулирования экономики РАНХиГС, эксперт ПОРА Александр Воротников. – В новой федеральной целевой программе по туризму будет две дестинации, посвящённые арктическим регионам – «Русская Арктика» и «Северное ожерелье». Поэтому туристическому бизнесу необходимо совместно с региональными властями готовить свои предложения по участию в этой ФЦП».